Академическая наука рядом!
Зам.директора по научно-методической работе гимназии Радонеж, наш преподаватель литературы Себина Елена Николаевна приняла участие в международной научной конференции к 65-летию кафедры теории литературы филфака МГУ «Новое в литературоведении: тенденции и перспективы развития науки о литературе в современном мире», которая проходила 4 и 5 декабря 2025 года.
Елена Николаевна выступила с докладом в рамках работы секции №1«Понятийно-теоретический аппарат литературоведения в историческом развитии и на современном этапе», тема доклада
«ФОРМЫ ПРИСУТСТВИЯ АВТОРА В ТЕКСТЕ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧИТАТЕЛЯ: ОТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ К ШКОЛЬНЫМ АНТИНОМИЯМ.»
Доклад был посвящён тому, что в литературоведении всегда вызывает напряжение. Разговор шёл о присутствии автора в тексте и о том, как именно это присутствие воздействует на читателя, а затем — о том, что происходит с этой категорией в школьной практике, где она превращается в источник методологических разрывов.
Были названы болевые точки современной ситуации преподавания, когда школа вынуждена выбирать безопасный ответ, а не интерпретативную позицию, когда
жанр превращается в экзаменационный ярлык, а не в инструмент герменевтики. Нам необходим продуманный и ответственный методологический переход между академической теорией и школьной практикой:
— чтобы жанр снова стал способом чтения,
— чтобы художественный приём снова стал инструментом мышления,
— чтобы школьник учился не только узнавать, но понимать, как устроен текст. Докладчик подчеркнул важность того, чтобы категория "автор" действительно оживала в современной практики преподавания, причём не как моральный диктатор, а как сложная, текстовая, эстетическая инстанция диалога с внимательным читателем. Итак, парадокс современного литературоведения состоит в том, что автор, объявленный умершим, вовсе не исчез.
Он присутствует в тексте во множественных инстанциях — как имплицитный автор, как образ автора, как авторская функция, как субъект повествовательных стратегий. Он воздействует на читателя не прямым «хотел сказать», а системой смысловых и структурных сигналов.
И именно поэтому вопрос «Что хотел сказать автор?» на самом деле не отменён. Он просто изменил форму. Сегодня мы спрашиваем иначе:
Каким образом текст конструирует авторскую позицию? Через какие механизмы автор воздействует на наше восприятие? И какие формы присутствия позволяют читателю вступить с ним в диалог?
И пока существует литература как коммуникация — этот диалог будет продолжаться, независимо от того, провозглашал ли кто-то смерть автора или нет.
Доклад вызвал живой интерес и прошёл с успехом.
—